Как правильно гуглить информацию о здоровье. Ольга Кашубина про медицину в интернете

 © Фото  bruce mars с сайта pexels.com
© Фото bruce mars с сайта pexels.com

Проект «МатЧасть» провел в Краснодаре научный лекторий, на котором выступила Ольга Кашубина — медицинский редактор издания «Только спросить».

Журналист Эволюции Юга.ру побывала на лекции и сделала краткий конспект о том, как правильно искать медицинскую информацию, как распознать некачественные статьи о здоровье и почему нельзя переходить по первым ссылкам, которые выдает поисковик.

  1. Почему опасно искать медицинскую информацию без подготовки
  2. Как искать медицинскую информацию правильно
  3. Надежные источники. Список сайтов, которые рекомендует Ольга Кашубина
Ольга Кашубина

Ольга Кашубина

— Гуглить о здоровье — довольно популярный способ проводить свободное время. Каждую минуту 70 тыс. человек ищут медицинскую информацию в Google, 5 тыс. — в «Яндексе». Сейчас интернет — это первый источник медицинской информации, который мы добровольно выбираем. Люди перестали воспринимать врачей как некое божество, к которому все приходят за советом. Как грамотный потребитель, каждый хочет получать лучшую информацию, чтобы принять оптимальное решение по поводу своего здоровья. Так что погуглить — это не измена врачу, в том числе и после того, как вы сходили на прием.

По статистике организации Kolabtree, 56% людей получают медицинскую информацию от доктора, статьи из топа выдачи гугла выбирают 26%.

 © Инфографика из презентации Ольги Кашубиной «Окей, Гугл»
© Инфографика из презентации Ольги Кашубиной «Окей, Гугл»

Если говорить о поисковиках, наиболее важна достоверность, и оценить ее можно двояко. С одной стороны, у Google (особенно зарубежного) действует премодерация: он искусственно поднимает наверх неплохие медицинские материалы. При этом человек может пожаловаться на нерелевантный контент с недостоверной информацией. Но в других поисковиках, особенно если вы ищете в русских источниках, такая система только развивается. Поэтому если вы доверяете информации в публикациях по первым ссылкам в поисковике, это то же самое, как если бы вы купили первую машину, которая вам попалась по запросу «автомобиль».

В России мы не можем утверждать, что не навредим своему здоровью гуглежом. Проблема еще и в том, что люди не готовы вчитываться в качественные статьи. Например, когда человек открывает статью, он проводит за чтением 20 секунд — и если за это время он не нашел ответ на свой вопрос, то будет искать в другом месте, где написано проще. Но ведь не все можно рассказать доступным языком за 20 секунд.

Медицинские ресурсы, для которых пишет Ольга Кашубина:

Почему опасно искать медицинскую информацию без подготовки. Пять причин

Потенциально опасная трата времени

Если это не касается медицины, то можно воспринимать поиск информации как вид досуга. Но в отношении здоровья все не так просто. Опубликованное в журнале BMJ Open исследование показало, что чаще всего читать статьи люди начинают за две недели до госпитализации. То есть вместо того, чтобы идти к врачу, люди ищут информацию. Возникает вопрос: на что действительно стоит потратить время — на поиски врача или методов самолечения? Почему бы сразу не обратиться за квалифицированной помощью, вместо того чтобы пытаться решить проблему своими силами?

Стресс

Если безразборно читать статьи по медицине, то можно прийти к мысли, что все что угодно — от вросшего ногтя до зуда в затылке — может привести к раку или другим серьезным заболеваниям. Как правило, люди склонны драматизировать, поэтому невинный поход в интернет может привести к стрессу. Двое из пяти опрошенных отмечают, что чтение в интернете об их симптомах делает им хуже, а не лучше.

 © Инфографика из презентации Ольги Кашубиной «Окей, Гугл»
© Инфографика из презентации Ольги Кашубиной «Окей, Гугл»

Ипохондрия перерастает в киберхондрию. В XX веке ипохондриками были 3% опрошенных, в наши дни похожий опрос проводил британский минздрав, и они называют ипохондриком каждого пятого — то есть 20%.

Классический пример — вымышленное заболевание, вызванное так называемыми моргеллонами. Эта история началась в 2002 году, когда американка Мария Лейтао нашла в ранках на теле сына волокна шерсти. Вместе с мужем-врачом они решили, что это заразная болезнь.

 © Схематическое изображение моргеллонов из презентации Ольги Кашубиной «Окей, Гугл»
© Схематическое изображение моргеллонов из презентации Ольги Кашубиной «Окей, Гугл»

Описание моргеллонов она нашла в книге Томаса Брауна XVII века. Ее не устраивало то, что ей поставили диагноз «дерматозойный бред», поэтому женщина учредила исследовательский фонд, который собирал истории о моргеллонах со всего мира. На момент закрытия фонда накопилось порядка 20 тыс. историй: люди рассказывали свои случаи, все искали биологическое происхождение этих волокон и не верили врачам, что это просто шерсть и частички ткани с одежды. В 2012 году провели все возможные исследования и пришли к выводу, что моргеллонов на самом деле не существует, и сайт закрыли. Это пример того, как интернет может стать причиной развития массового психоза.

Соблазн самолечения

По данным Фонда «Общественное мнение», 63% людей предпочитают решать свои некритические проблемы со здоровьем самостоятельно. И соблазн самолечения велик, ведь у нас есть открытый доступ к медицинской информации и найти потенциальный рецепт лечения довольно легко.

Симптом-чекеры — ресурсы, которые выдают вероятные диагнозы после того, как вы опишете свои недомогания. В соревновании с врачами они проигрывают.

Дезинформация

21-летний Вэй Зекси умер в Китае от синовиальной саркомы. Эту редкую опухоль он сначала пытался вылечить в государственной больнице, а после решил обратиться к китайскому поисковику Baidu. В рекламной части среди искусственно поднятых наверх ссылок он нашел клинику, которая пообещала вылечить его саркому иммунотерапией. Он потратил много денег и только перед смертью понял, что его обманули. В своем обращении он обвинил не только клинику, но и поисковик, который ввел его в заблуждение.

После этого поисковик запретил агрессивную рекламу методов лечения серьезных заболеваний.

Таким образом, чтение информации в сети может отодвинуть пациента от принятия правильного решения. Еще есть проблема испорченного телефона: человек получает неверную информацию, а после начинает об этом рассказывать знакомым. Недостоверные данные распространяются и становятся базой для дурацких стереотипов о здоровье.

Ухудшение отношений с врачом

59% не обсуждают с врачом информацию, которую они нашли в интернете. Некоторые люди боятся обидеть докторов или вызвать негативную реакцию. Но исходя из опросов врачей, хорошие специалисты скорее положительно относятся к тому, что пациент самообразовывается. Ведь у доктора может быть мало времени, чтобы вникать в каждую ситуацию отдельно. Поэтому гуглить надо, но делать это грамотно.

Как искать медицинскую информацию правильно. Что нужно оценить

Качество каждой статьи

1. Обращать внимание на авторство

  • Хорошо, если автор — известный врач или врач-блогер, врач с регалиями и большим опытом, преподаватель или доктор наук, медицинский журналист с хорошей репутацией.
  • Сомнительно, если это известный автор широкого профиля, который пишет обо всем — от медицины до кино. Либо если это врач, профессионализм которого оценить невозможно.
  • Плохо, если автор не указан либо указан, но вы ничего не можете о нем найти, и возникают сомнения, существует ли этот человек на самом деле. Либо другие журналисты и врачи пишут, что он шарлатан.

2. Обращать внимание на ссылки и источники

Статья может быть опубликована в малоизвестном журнале или на сайте — если она содержит ссылки на авторитетные источники, то это качественная публикация.

Факты должны быть подтверждены гиперссылками или текстовыми сносками на источник. Исследования не должны ссылаться на неназванных британских ученых или безымянных экспертов.

3. Смотреть на дату публикации

Статьи о лекарствах и методах лечения актуальны, если были опубликованы не более пяти лет назад. Более старые материалы могут оказаться неточными в связи с новыми исследованиями.

Качество сайта

1. Раздел «О проекте»

Здесь написано, что это за сайт, за чей счет для вас пишут эти статьи, для кого он создан (для врачей или пациентов). Если это сайт частной клиники или фармацевтической компании, не значит, что это плохо, но вы можете предположить, в каких местах они могут приукрасить.

2. Политика в отношении рекламы

Этичная реклама подразумевает, что нативная реклама будет неназойливой и не скажется на качестве информации партнерского материала. Хорошо это делает, например, «Медуза».

Если же в медицинской статье или на сайте есть назойливая реклама препаратов без объяснений, то это большой минус.

3. Достижения медицинского сайта

Нормально начинать поиск с «Википедии», но ее может отредактировать любой, поэтому сведения нужно проверять. Есть международные организации, которые занимаются сертификацией сайтов с медицинской информацией. Присутствие их логотипов на сайте означает надежность ресурса.

 © Инфографика из презентации Ольги Кашубиной «Окей, Гугл»
© Инфографика из презентации Ольги Кашубиной «Окей, Гугл»

Создайте свою библиотеку проверенных источников

Чтобы найти действительно качественную информацию про здоровье, нужно перебрать огромный ком ресурсов. Если вы не хотите пострадать от того, что читаете медицинскую информацию в непроверенных источниках, постепенно создавайте свой список сайтов, которым можно доверять. В России пока мало хороших сайтов о здоровье, и это большая проблема. Поэтому медицинскую информацию лучше искать на английском — к счастью, есть Google Translate или друзья-переводчики.

А если вы устали от серьезной темы, то отдохните и послушайте песню Хенрика Вайдегрена «Никогда не гугли о своих симптомах»:

Хенрик Вайдегрен — шведский врач и автор песен. Его канал на YouTube, где он публикует свои песни о медицине, насчитывает более 53 тыс. подписчиков.

Читайте также