«Нет смысла скрывать красивые места». Интервью с Евгением Маханько, создателем туристического проекта «Кукарта»

В Краснодарском крае и ближайших регионах много интересных и красивых мест. Но еще совсем недавно найти информацию о том, как туда добраться и на что посмотреть, было довольно сложно.

Какую дорогу выбрать? Нет ли на месте шлагбаума? Как долго придется идти пешком? Первым проектом в крае, где всю главную информацию для самостоятельных путешественников собрали в одном месте, стала «Кукарта». Евгений Маханько, один из создателей ресурса, большинство маршрутов исследует самостоятельно. Эволюция Юга.ру поговорила с ним о том, как появилась «Кукарта» и как он понимает миссию проекта.

Евгений Маханько

Евгений Маханько

Руководитель проекта «Кукарта»

Как появилась идея проекта?

— Создать «Кукарту» мы решили в мае 2014 года. Я поехал с семьей и друзьями в Сочи на майские. Перед поездкой мы постарались узнать обо всех красивых местах, что есть рядом. Но все равно вышло так, что один день из четырех мы вообще не знали, чем заняться. А ведь Сочи просто кладезь крутейших маршрутов! Я столкнулся с тем, что для краснодарца нет удобного ресурса, где на карте были бы собраны все интересные точки. Тогда я решил, что его нужно сделать самому.

В то время я работал с Настей Володченковой (ныне Джамирзе). Мы оказались близки по духу, оба любили путешествия и писали о них. Идею она поддержала — и мы приступили. Я отвечал за сайт, графическую и техническую часть, а Настя за контент: тексты и фотографии.

Для меня «Кукарта» начиналась как хобби — мы работали в офисе, а на выходных старались выбраться за город. Посещаемость сайта первые полгода была в районе 50-70 человек в день.

В 2016 году Насте пришлось уйти из «Кукарты», проект поделили, и все обязательства по нему были выполнены. Долгосрочные выполняются до сих пор.

Планировали ли с самого начала зарабатывать этим?

— Где-то в мечтах мы всегда хотим получать отдачу за свои действия. Но изначально его делали как информационный ресурс, без коммерции. Принцип был такой: делаем проект — раскручиваем — монетизируем.

Как появились первые маршруты, где вы искали информацию?

— Во многие места Настя уже ездила, а о других точках мы узнавали в интернете — их описания обычно были очень краткими, фотографий не было. Мы ехали в путешествие на выходные и помимо эмоций привозили фотографии и тексты.

Хватало ли знаний о том, как правильно ходить в походы? Про питание, вес рюкзака, распределение сил?

— Знания я получал от более опытных знакомых, что-то читали в интернете. И конечно, на практике — чем больше опыта поездок, тем больше понимания. Особенно это касается лишней еды в многодневных походах.

В какие приключения вы попадали, изучая маршруты?

— Поход, особенно дальний, — это почти всегда приключение. Однажды мы шли 9 км в горах под жестким ливнем, который сменялся градом, а где-то рядом била молния. Промокли до нитки. Но никто даже не заболел после этого.

А в прошлом году в августе я ходил в поход на гору Тхач, и там было очень плохо с водой. Мы пришли на ночлег в балаган «Юбилейный», а ближайший ручей высох. Запас воды кончался, двигаться к следующему балагану с колодцем у многих уже не было сил. На наше счастье, пошел дождь, и мы собрали около 6 литров воды — растягивали пакеты под деревьями, ставили кастрюли под основные потоки. Эта вода нас выручила, вечером из нее получился отменный суп. Самым сокровенным желанием до конца похода была полторашка чистой воды.

Ну а самое крутое воспоминание — положительное. Мы планировали подняться на Оштен в классических костюмах. Под горой Блям надели костюмы и пошли. Правда, Оштен нас тогда не пустил. Его накрыло облако, и уже возле Цирка Оштен мы повернули назад. Но это был самый крутой опыт и эмоции — многие туристы на маршруте узнавали нас, так как видели анонс мероприятия, другие просто улыбались и просили сфотографироваться вместе. Мы хотели привлечь внимание, и нам это удалось. Статья про #джентльментрип есть у нас на сайте.

Как вы добираетесь до начальных точек пеших походов? Если едете на машине, не страшно ли оставлять ее в горах на несколько дней?

— Для путешествий очень нужна машина. Без нее тоже можно, есть несколько вариантов, но не всегда удобных и подходящих: ездить с группой туристов за деньги, добираться на общественном транспорте или на BlaBlaCar.

Если ехать на автобусе, попасть получится не во все места, да и планирование путешествия сразу становится целой задачей. Важно все продумать, успеть вернуться, не опоздать на обратный рейс. На общественном транспорте можно попробовать путешествовать с велосипедом. Здесь тоже не все гладко, но задача сильно упрощается.

Оставлять машину в целом безопасно — рядом с точками старта маршрутов (в горах, например) обычно уже видно, где делают это остальные. Если таких мест нет, надо оценить обстановку и поставить в любом безопасном месте. Я знаю очень мало историй, когда чья-то машина страдала, если ее оставляли в поездках. А вот случаи, когда в городе машины царапают и бьют возле дома, мне известны десятками.

Тяжело ли носить с собой фототехнику в походы?

— Тяжело. Лайфхаки есть — купить беззеркальную камеру. Если же носить тяжелую зеркалку, как я, то и тут есть пару советов — не брать лишнее. В первый свой поход я умудрился потащить тяжелый штатив (около 4 кг веса), часто брал лишние объективы, батареи. Все это приходит с опытом, сейчас в длительные походы я стараюсь не брать с собой больше одного объектива. Но если выезд однодневный, то можно сильно не переживать за вес.

Пришлось ли покупать для проекта какую-то дорогую фототехнику?

— Мы ничего не покупали специально — техника уже была, мы с Настей оба увлекались фотографией. А вот взять у друга коптер пришлось. Тогда мало кто их запускал, и эти ракурсы еще были в новинку. Чайные плантации в Измайловке под Сочи я снял с дрона если не первым, то точно одним из первых.

Можно ли опубликовать свои фотографии на «Кукарте»?

— У «Кукарты» есть сайт, инстаграм и небольшая группа во «Вконтакте». На сайте подробно описаны места и маршруты, в каждой статье много фото, в том числе в репортажном формате — вот здесь тропа, поверните туда. Практически все фото сняты мной или моими знакомыми, а тексты написаны под заказ. Встроенного механизма для постинга нет. Есть единичные посты, когда люди писали о своем походе, но я не планирую развивать это направление.

В инстаграме я публикую сторонние фото, отмеченные тегом #kukarta и #кукарта, или найденные у других фотографов. Я всегда указываю авторство — это стандартная практика вежливого паблика. Сам же часто сталкиваюсь с воровством со стороны тех, кто просто находит мои фото в поисковиках.

Много ли сейчас людей в команде?

— Сейчас я работаю вместе с помощницей, которая занимается «Кукартой» 3-4 часа в день. Скоро у меня появится больше времени на проект — 11 лет я занимался дизайном сайтов, но собираюсь уйти от этой деятельности. Прямо сейчас заканчиваю свой последний проект и смогу полностью посвятить себя «Кукарте». У меня огромные планы.

Есть ли у «Кукарты» миссия?

— Пожалуй это первое, что появилось в «Кукарте». Идея проекта заключалась в том, чтобы собрать на карту все известные нам достопримечательности и облегчить жизнь тем, кто хочет начать путешествовать. Нам и самим это здорово помогало.

Еще одной важной задачей, которая пока не так заметна, я бы назвал прививание людям осознанного поведения на природе. Бывает в такой свинарник попадаешь, что не понятно, как взрослые люди могли его создать. Я из путешествий часто уношу немного чужого мусора, особенно стеклянные и пластиковые бутылки.

Нет ли противоречия между тем, чтобы рассказывать всем о маршрутах, и стремлением путешественников уединиться на природе?

— Противоречие есть, но со временем я понял, что скрывать красивые места смысла нет. В эпоху развития социальных сетей спрятать что-то не получится — есть куча пабликов, которые репостят интересный контент, есть блогеры, есть картографические сервисы. Это данность времени, потайных мест будет все меньше, путешественников будет все больше. Если мы будем показывать красоту природы и порицать свинское поведение, думаю, все будет нормально.

Как вы считаете, развивается ли экотуризм в крае?

— Всплеск интереса к путешествиям произошел и очень заметный, перспективы колоссальные, у нас очень много интересных мест. Социальные сети показывают, что красота рядом, и вдохновляют на поездки. Но как только точка становится более-менее популярной, там часто появляются кассиры на входе. Есть такие места, где законность взимаемой оплаты вызывает вопросы — например, в этом году посещать Тхач можно только в определенные даты. Такие решения очень мешают и пугают.

Какие места на юге России для вас самые красивые и не надоедают, несмотря на опыт?

— Для меня юг России — это еще достаточно чистая карта. Я много где побывал в Краснодарском крае и Адыгее, но очень мало в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Осетии, Ставропольском крае, Крыму. Не был в Чечне и Дагестане.

Я очень люблю Лагонаки, многие места в Адыгее (Гранитный каньон, Руфабго, Мишоко), гору Оштен. Нравятся кемпинги в районе Архипо-Осиповки, безумно люблю кемпинги возле Геленджика («Сосновка» и «Голубая бездна», с последней сейчас тоже не до конца ясная ситуация), Бугазская коса, природа Сочи и окрестностей, Пшехский водопад, Мезмай, Плесецкие и Каверзинские водопады.

Самые красивые места, где я побывал, — это природный парк Большой Тхач, Джилы-Су, Домбай, мыс Фиолент в Крыму, очень нравится Оштен и невероятный вид на Фишт.

Вылазки в одни и те же места не приедаются — погода, времена года и другие обстоятельства вносят разнообразие. Но все-таки глаз «замыливается», и уже не так восторженно смотришь на очень красивую природу. Здесь, как и во всем, нужны перерывы, все должно быть в меру. Наверное, это лучшее лечение для возвращения остроты впечатлений.


В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, мат, клевета, любые нарушения законов РФ.

Реклама на портале