Это больно и странно. Но почему тогда люди стоят на гвоздях?
Корреспондент Эволюции Юга.ру отважилась постоять на гвоздях. Ощущения были такими необычными, что мы решили сделать об этом материал
Когда становишься на гвозди, создается впечатление, что по всему телу от стоп вверх проходит множество электрических импульсов. Похоже на экстремальную щекотку, которая отзывается во всем организме и концентрируется в позвоночнике.
Корреспондент Эволюции Юга.ру отважилась постоять на гвоздях — это было не столько страшно, сколько волнительно. Ощущения были такими необычными, что мы решили сделать об этом материал.
Зачем люди добровольно испытывают боль, в чем польза этой практики для тела и духа, нет ли у стояния на гвоздях противопоказаний и не остаются ли после гвоздей ранки, мы узнали у инструктора по йоге Марии Юматовой. Медицинское и психологическое влияние практики нам объяснили психолог и невролог.
Где придумали практику стояния на гвоздях?
— Стояние на гвоздях пришло к нам из Индии. Йоги считали, что без выполнения аскез тренировка духа была бы неполной. Гвозди — это аскеза, практика, во время которой человек себя в чем-то ущемляет, терпит и отдает. В данном случае человек испытывает боль.
Да, стоять на гвоздях — это больно и неприятно, но когда через это проходишь, получаешь результат, за которым изначально шел. Ты преодолеваешь себя, испытывая боль, а в итоге улучшается твое состояние.
Есть некая мистическая интерпретация: вставая на гвозди, человек отдает свою энергию и получает взамен другую, которую может пустить на новые дела. Поэтому на гвоздях часто формулируют намерение или заветное желание. Перед тем как встать на доску, нужно четко представить себе необходимое — желанную вещь, событие или выход из определенной ситуации.
Клинический психолог Максим Милославский рассказал Эволюции Юга.ру, как работает «намерение» с психологической точки зрения.— Когда вам предъявляют два стимула, один безусловный (боль) и условный (мысль, эмоция), они имеют свойство образовывать связь, которую описал еще академик Павлов. Вы будете каждый раз испытывать определенную эмоцию при виде доски с гвоздями, что повысит мотивацию практиковать этот способ самоистязания.
Кроме того, в сознании формируется связь с приятным облегчением, которое вы испытываете, сходя с гвоздей, что только усиливает безусловный рефлекс. Для обретения психологического благополучия этот метод мне кажется сомнительным.
Что касается концентрации на решении сложной проблемы — в психотерапии это работает в практиках осознанности, основанных на современных научных исследованиях о медитации. В процессе медитации вы получаете возможность успокоиться и посмотреть на ситуацию со стороны. Я уверен, что такого результата можно достичь и без гвоздей.
Первое время хочется убежать: мозг противится и не может думать ни о чем, кроме защиты, — мол, уходи отсюда, иначе сейчас случится что-то плохое. Но когда проходишь через первые ощущения и успокаиваешься, начинается самое интересное. Боль отходит на второй план, и в голове формулируется то самое желание, с которым человек остается один на один. Так что это одно из объяснений, зачем люди вообще стоят на гвоздях.
Как долго ты сама занимаешься этим?
— Я попробовала встать на доску два года назад. Сначала было просто любопытно, что это такое. Первый раз я постояла в носках, потому что босиком было страшно. Но потом поняла, что это вполне реально, — на ногах не осталось никаких повреждений, еще и почувствовала ударный заряд бодрости. После отважилась постоять без носков. Ощущения, конечно, были намного ярче.
Потом я на некоторое время забыла про эту практику. Но в определенный момент жизни поняла, что мне это необходимо, — была осень, и я чувствовала упадок сил. Я увидела объявление, что будут проводить стояние на гвоздях. Тогда я уже сама преподавала йогу.
Тот раз мне запомнился как субъективно самое долгое стояние на гвоздях. Я не знаю точно, сколько это длилось, но показалось, что минут двадцать. Сначала было больно и хотелось уйти, потом неприятные ощущения отошли на второй план. Тело стало подавать сигналы — мне хотелось покачаться, нагнуться, присесть. Я стояла с закрытыми глазами, и мне было вполне комфортно — я свыклась с гвоздями, они стали как будто частью меня.
Боль уходит довольно быстро. Очень сильно колбасит первые одну-две минуты, потом тебя отпускает, и можно начинать думать о намерении. Я пришла с мысленным запросом — за силами, энергией, смелостью, и в итоге все это получила. А когда сошла с гвоздей, поняла, что мне нужна такая же доска и что я хочу давать людям эти ощущения на своих занятиях.
Как проходит первая практика для твоих учеников?
— Мое занятие длится час. Сначала мы проводим разминку, разогреваемся. Потом обсуждаем, зачем каждый пришел на практику. Многие пробуют просто из любопытства, о причинах они не задумываются.
После беседы я предлагаю постоять на доске без всякого запроса. Как вы интуитивно пришли — так же интуитивно и постоять, без внутренней настройки.
Все воспринимают первый раз по-разному. Кто-то встает и тут же убегает, мол, не заставляйте меня, я больше туда не пойду. Другие, наоборот, стоят долго — тогда я предлагаю прислушаться к своему телу и ощущениям. Некоторые смеются, некоторые плачут, разводят руками, у третьих начинается дрожь в теле.
После пробной практики я предлагаю всем сформировать намерение. Иногда на этом этапе люди отказываются — возвращаться на доску они не хотят. Тогда я предлагаю не торопиться и походить на курс, после которого они смогли бы свободно стоять на доске.
После того как человек сходит с гвоздей, нужно потереть стопы. Это восстанавливает кровоснабжение и помогает уменьшить неприятные ощущения. Затем мы делаем дыхательную практику, и я укладываю всех в шавасану — позу расслабления.
Если стоишь хотя бы больше одной минуты, после практики приходит приятное телесное чувство. Ты идешь по земле и очень ярко ощущаешь, что у тебя есть ноги — чувствуешь каждый шаг, и по телу как будто разливается тепло.
Насколько это безопасно?
— Это полностью безопасно. Здесь есть только два противопоказания: открытые раны на стопах и беременность. Всем остальным практиковать можно.
Независимо от веса и возраста?
— Человек любого веса ходит по земле — это так же, как стоять на полу, только с дополнительными острыми ощущениями. Возрастных ограничений тоже нет.
А может ли появиться на стопе кровь?
— Ран никогда не остается, только небольшие точечки от давления. Кровь может пойти, только если есть раны или трещины на стопах. Важно еще правильно расположить ногу: нельзя становиться на край доски, ногу нужно размещать посередине. Гвозди расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, и вес тела распределяется равномерно. Из-за этого не может быть такого, что один гвоздь выступает слишком сильно и впивается в ногу.
Получается, нужно использовать только специальные доски?
— Конечно, потому что сделать доску Садху — это целая наука. Я свою доску заказывала из Пскова, в Краснодаре тогда не нашла. На моей доске между гвоздиками расстояние 1,5 см.
При выборе нужно учитывать, что на толстых гвоздях проще стоять, у них больше площадь опоры. Но если тонкие гвозди часто вставлены, тоже неплохо — это как дополнительная проработка.
А в чем практическая польза от стояния на доске, кроме того что человек освобождается от эмоций и формулирует желание?
— В стрессовой ситуации организм мобилизуется — все процессы начинают проходить в ускоренном темпе. Мозг думает, что сейчас тело получит раны, и их нужно срочно лечить. Все силы направляются в стопы, а лечить там нечего. Образуется волна энергии, которая пронизывает все тело. Конечно, это совсем не медицинское объяснение, оно скорее на языке йоги.
Врач-невролог «Клиники Глазуновой» Екатерина Данилова рассказала о том, как работает практика с точки зрения физиологии:— Стояние на гвоздях можно сравнить по механизму воздействия с акупрессурным матом. Акупрессурный мат (массажный коврик с игольчатыми аппликаторами) используется как профилактическое и лечебное средство при болях в спине, снятия напряжения в мышцах и для улучшения общего состояния организма.
Легкое болевое воздействие шипов стимулирует нервную, лимфатическую и кровеносную системы. Происходит ускорение кровообращения и лимфотока. В результате тело начинает активнее снабжаться кислородом и питательными веществами. Кроме того, в ответ на боль организм вырабатывает гормоны эндорфин и окситоцин, которые вызывают ощущение эйфории и оказывают антистрессовый эффект.
Акупрессура не отменяет современную медицину, но вместе с современными технологиями дает хороший терапевтический эффект, позволяет справиться с последствиями стресса и депрессии, восстановить силы и укрепить иммунитет после болезни. Считаю, что, как и любой лечебный метод, процедура должна выполняться со специалистом.
Есть ли что-то общее между доской Садху и аппликатором Кузнецова?
— Аппликаторы Ляпко и Кузнецова — это потомки доски Садху. Эти люди почерпнули идею создания этих аппликаторов как раз из принципа лежания и стояния на гвоздях. Эффект, правда, не настолько сильный. И расположены иглы в другом порядке.
Кроме того что попробовать постоять на гвоздях — это необычно и интересно, применяют ли эту практику еще где-то? Возможно, в реабилитационной медицине?
— Насчет реабилитационной медицины я не слышала. Но полезно стоять на гвоздях людям, у которых проблемы с эндокринной, иммунной, лимфатической системами. Особенно хорошо практика действует на тех, у кого есть нарушения сна. После регулярного стояния проблемы постепенно уходят.
Как часто нужно стоять на гвоздях и как долго это можно делать первое время?
— Чтобы проработать намерение, нужно стоять хотя бы раз в неделю и до тех пор, пока не сможешь расслабиться и отпустить боль. Потом тело будет постепенно привыкать, и в дальнейшем стоять можно будет все дольше. Первый раз хорошо бы вытерпеть 20 секунд.
Можно ли не ходить в студию на занятия, а купить доску Садху и практиковаться дома самостоятельно?
— Теоретически это возможно. Но в студии есть мотивация. Если дома доска стоит себе спокойно, то можно про нее и забыть. А тут ты уже пришел, и деваться тебе некуда. К тому же здесь есть полноценная практика, тренер выступает в роли проводника. Ну и скорее всего, сам ты не станешь преодолевать боль, а тренер поддержит и поможет продолжить занятие.
Это можно сравнить с йогой. Можно, конечно, заниматься дома, но со стороны не видно, что и как именно ты выполняешь. А тренер тебе все отстроит, покажет и расскажет.
Где ты рекомендуешь заказывать доску Садху и сколько она стоит?
— Доска Садху стоит в среднем 5 тыс. рублей. Я свою покупала здесь. У меня их две прямоугольных — они складываются, и их удобно переносить.
Как записаться к тебе на занятие, чтобы постоять на гвоздях, и сколько это стоит?
— Я преподаю по субботам в студии Proskura Yoga на Кубанской Набережной, 19. За анонсами можно следить в наших соцсетях. Групповое занятие стоит 350 рублей, индивидуальное — 500 рублей.
Кто еще может научить стоять на гвоздях в Краснодаре:
Мария Литвинова, сертифицированный йогатерапевт;
Юлия Юрикова, инструктор по йоге, проводит практику по запросу.
У двухлетней Ангелины Шадриной из Новоросссийска артрогрипоз и косолапость. Девочке нужна операция Дети |
Как поставить ребенка на лыжи? Самые важные советы в 5 карточках Спорт |
Начать с себя. 20 экопривычек сознательного краснодарца Привычки |
Как комиссионки охраняют природу? 5 сетей в Краснодаре Привычки |