Когда становишься на гвозди, создается впечатление, что по всему телу от стоп вверх проходит множество электрических импульсов. Похоже на экстремальную щекотку, которая отзывается во всем организме и концентрируется в позвоночнике.
Корреспондент Эволюции Юга.ру отважилась постоять на гвоздях — это было не столько страшно, сколько волнительно. Ощущения были такими необычными, что мы решили сделать об этом материал.
Зачем люди добровольно испытывают боль, в чем польза этой практики для тела и духа, нет ли у стояния на гвоздях противопоказаний и не остаются ли после гвоздей ранки, мы узнали у инструктора по йоге Марии Юматовой. Медицинское и психологическое влияние практики нам объяснили психолог и невролог.
Мария Юматова
тренер по йоге
Где придумали практику стояния на гвоздях?
— Стояние на гвоздях пришло к нам из Индии. Йоги считали, что без выполнения аскез тренировка духа была бы неполной. Гвозди — это аскеза, практика, во время которой человек себя в чем-то ущемляет, терпит и отдает. В данном случае человек испытывает боль.
Да, стоять на гвоздях — это больно и неприятно, но когда через это проходишь, получаешь результат, за которым изначально шел. Ты преодолеваешь себя, испытывая боль, а в итоге улучшается твое состояние.
Есть некая мистическая интерпретация: вставая на гвозди, человек отдает свою энергию и получает взамен другую, которую может пустить на новые дела. Поэтому на гвоздях часто формулируют намерение или заветное желание. Перед тем как встать на доску, нужно четко представить себе необходимое — желанную вещь, событие или выход из определенной ситуации.
Клинический психолог Максим Милославский рассказал Эволюции Юга.ру, как работает «намерение» с психологической точки зрения.— Когда вам предъявляют два стимула, один безусловный (боль) и условный (мысль, эмоция), они имеют свойство образовывать связь, которую описал еще академик Павлов. Вы будете каждый раз испытывать определенную эмоцию при виде доски с гвоздями, что повысит мотивацию практиковать этот способ самоистязания.
Кроме того, в сознании формируется связь с приятным облегчением, которое вы испытываете, сходя с гвоздей, что только усиливает безусловный рефлекс. Для обретения психологического благополучия этот метод мне кажется сомнительным.
Что касается концентрации на решении сложной проблемы — в психотерапии это работает в практиках осознанности, основанных на современных научных исследованиях о медитации. В процессе медитации вы получаете возможность успокоиться и посмотреть на ситуацию со стороны. Я уверен, что такого результата можно достичь и без гвоздей.
Первое время хочется убежать: мозг противится и не может думать ни о чем, кроме защиты, — мол, уходи отсюда, иначе сейчас случится что-то плохое. Но когда проходишь через первые ощущения и успокаиваешься, начинается самое интересное. Боль отходит на второй план, и в голове формулируется то самое желание, с которым человек остается один на один. Так что это одно из объяснений, зачем люди вообще стоят на гвоздях.
Как долго ты сама занимаешься этим?
— Я попробовала встать на доску два года назад. Сначала было просто любопытно, что это такое. Первый раз я постояла в носках, потому что босиком было страшно. Но потом поняла, что это вполне реально, — на ногах не осталось никаких повреждений, еще и почувствовала ударный заряд бодрости. После отважилась постоять без носков. Ощущения, конечно, были намного ярче.
Потом я на некоторое время забыла про эту практику. Но в определенный момент жизни поняла, что мне это необходимо, — была осень, и я чувствовала упадок сил. Я увидела объявление, что будут проводить стояние на гвоздях. Тогда я уже сама преподавала йогу.
Тот раз мне запомнился как субъективно самое долгое стояние на гвоздях. Я не знаю точно, сколько это длилось, но показалось, что минут двадцать. Сначала было больно и хотелось уйти, потом неприятные ощущения отошли на второй план. Тело стало подавать сигналы — мне хотелось покачаться, нагнуться, присесть. Я стояла с закрытыми глазами, и мне было вполне комфортно — я свыклась с гвоздями, они стали как будто частью меня.
Боль уходит довольно быстро. Очень сильно колбасит первые одну-две минуты, потом тебя отпускает, и можно начинать думать о намерении. Я пришла с мысленным запросом — за силами, энергией, смелостью, и в итоге все это получила. А когда сошла с гвоздей, поняла, что мне нужна такая же доска и что я хочу давать людям эти ощущения на своих занятиях.
Как проходит первая практика для твоих учеников?
— Мое занятие длится час. Сначала мы проводим разминку, разогреваемся. Потом обсуждаем, зачем каждый пришел на практику. Многие пробуют просто из любопытства, о причинах они не задумываются.
После беседы я предлагаю постоять на доске без всякого запроса. Как вы интуитивно пришли — так же интуитивно и постоять, без внутренней настройки.
Все воспринимают первый раз по-разному. Кто-то встает и тут же убегает, мол, не заставляйте меня, я больше туда не пойду. Другие, наоборот, стоят долго — тогда я предлагаю прислушаться к своему телу и ощущениям. Некоторые смеются, некоторые плачут, разводят руками, у третьих начинается дрожь в теле.
После пробной практики я предлагаю всем сформировать намерение. Иногда на этом этапе люди отказываются — возвращаться на доску они не хотят. Тогда я предлагаю не торопиться и походить на курс, после которого они смогли бы свободно стоять на доске.
После того как человек сходит с гвоздей, нужно потереть стопы. Это восстанавливает кровоснабжение и помогает уменьшить неприятные ощущения. Затем мы делаем дыхательную практику, и я укладываю всех в шавасану — позу расслабления.
Если стоишь хотя бы больше одной минуты, после практики приходит приятное телесное чувство. Ты идешь по земле и очень ярко ощущаешь, что у тебя есть ноги — чувствуешь каждый шаг, и по телу как будто разливается тепло.
Насколько это безопасно?
— Это полностью безопасно. Здесь есть только два противопоказания: открытые раны на стопах и беременность. Всем остальным практиковать можно.
Независимо от веса и возраста?
— Человек любого веса ходит по земле — это так же, как стоять на полу, только с дополнительными острыми ощущениями. Возрастных ограничений тоже нет.
А может ли появиться на стопе кровь?
— Ран никогда не остается, только небольшие точечки от давления. Кровь может пойти, только если есть раны или трещины на стопах. Важно еще правильно расположить ногу: нельзя становиться на край доски, ногу нужно размещать посередине. Гвозди расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, и вес тела распределяется равномерно. Из-за этого не может быть такого, что один гвоздь выступает слишком сильно и впивается в ногу.
Получается, нужно использовать только специальные доски?
— Конечно, потому что сделать доску Садху — это целая наука. Я свою доску заказывала из Пскова, в Краснодаре тогда не нашла. На моей доске между гвоздиками расстояние 1,5 см.
При выборе нужно учитывать, что на толстых гвоздях проще стоять, у них больше площадь опоры. Но если тонкие гвозди часто вставлены, тоже неплохо — это как дополнительная проработка.
А в чем практическая польза от стояния на доске, кроме того что человек освобождается от эмоций и формулирует желание?
— В стрессовой ситуации организм мобилизуется — все процессы начинают проходить в ускоренном темпе. Мозг думает, что сейчас тело получит раны, и их нужно срочно лечить. Все силы направляются в стопы, а лечить там нечего. Образуется волна энергии, которая пронизывает все тело. Конечно, это совсем не медицинское объяснение, оно скорее на языке йоги.
Врач-невролог «Клиники Глазуновой» Екатерина Данилова рассказала о том, как работает практика с точки зрения физиологии:— Стояние на гвоздях можно сравнить по механизму воздействия с акупрессурным матом. Акупрессурный мат (массажный коврик с игольчатыми аппликаторами) используется как профилактическое и лечебное средство при болях в спине, снятия напряжения в мышцах и для улучшения общего состояния организма.
Легкое болевое воздействие шипов стимулирует нервную, лимфатическую и кровеносную системы. Происходит ускорение кровообращения и лимфотока. В результате тело начинает активнее снабжаться кислородом и питательными веществами. Кроме того, в ответ на боль организм вырабатывает гормоны эндорфин и окситоцин, которые вызывают ощущение эйфории и оказывают антистрессовый эффект.
Акупрессура не отменяет современную медицину, но вместе с современными технологиями дает хороший терапевтический эффект, позволяет справиться с последствиями стресса и депрессии, восстановить силы и укрепить иммунитет после болезни. Считаю, что, как и любой лечебный метод, процедура должна выполняться со специалистом.
Есть ли что-то общее между доской Садху и аппликатором Кузнецова?
— Аппликаторы Ляпко и Кузнецова — это потомки доски Садху. Эти люди почерпнули идею создания этих аппликаторов как раз из принципа лежания и стояния на гвоздях. Эффект, правда, не настолько сильный. И расположены иглы в другом порядке.
Кроме того что попробовать постоять на гвоздях — это необычно и интересно, применяют ли эту практику еще где-то? Возможно, в реабилитационной медицине?
— Насчет реабилитационной медицины я не слышала. Но полезно стоять на гвоздях людям, у которых проблемы с эндокринной, иммунной, лимфатической системами. Особенно хорошо практика действует на тех, у кого есть нарушения сна. После регулярного стояния проблемы постепенно уходят.
Как часто нужно стоять на гвоздях и как долго это можно делать первое время?
— Чтобы проработать намерение, нужно стоять хотя бы раз в неделю и до тех пор, пока не сможешь расслабиться и отпустить боль. Потом тело будет постепенно привыкать, и в дальнейшем стоять можно будет все дольше. Первый раз хорошо бы вытерпеть 20 секунд.
Можно ли не ходить в студию на занятия, а купить доску Садху и практиковаться дома самостоятельно?
— Теоретически это возможно. Но в студии есть мотивация. Если дома доска стоит себе спокойно, то можно про нее и забыть. А тут ты уже пришел, и деваться тебе некуда. К тому же здесь есть полноценная практика, тренер выступает в роли проводника. Ну и скорее всего, сам ты не станешь преодолевать боль, а тренер поддержит и поможет продолжить занятие.
Это можно сравнить с йогой. Можно, конечно, заниматься дома, но со стороны не видно, что и как именно ты выполняешь. А тренер тебе все отстроит, покажет и расскажет.
Где ты рекомендуешь заказывать доску Садху и сколько она стоит?
— Доска Садху стоит в среднем 5 тыс. рублей. Я свою покупала здесь. У меня их две прямоугольных — они складываются, и их удобно переносить.
Как записаться к тебе на занятие, чтобы постоять на гвоздях, и сколько это стоит?
— Я преподаю по субботам в студии Proskura Yoga на Кубанской Набережной, 19. За анонсами можно следить в наших соцсетях. Групповое занятие стоит 350 рублей, индивидуальное — 500 рублей.
Кто еще может научить стоять на гвоздях в Краснодаре:
Мария Литвинова, сертифицированный йогатерапевт;
Юлия Юрикова, инструктор по йоге, проводит практику по запросу.