Мозг мужчины и мозг женщины: есть ли отличия? Конспект лекции Аси Казанцевой

Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру
Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру

Ася Казанцева — научный журналист и биолог. За книгу «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» она получила в 2014 году премию «Просветитель». 13 мая в Краснодаре прошла лекция Казанцевой об устройстве мозга мужчины и женщины. Публикуем конспект ее выступления.

Как закладывается пол эмбриона

Почему вообще люди становятся мужчинами или женщинами? Это предопределено генетически: эмбрион развивается из сперматозоида или с Х-хромосомой как девочка, или с Y-хромосомой как мальчик. Но это только начало процесса формирования пола. Потом хромосома начинает вырабатывать необходимые для определенного пола гены, формируются половые признаки и гормональная система, которая в дальнейшем будет влиять на мозг. Но на всех этих стадиях возможны некоторые вариации и отклонения. На одном этапе все может идти так, как обычно формируется у женщин, на другом — как обычно у мужчин. Можно утверждать, что эталонных мальчиков и девочек не существует — люди в принципе могут сочетать в себе разные признаки.

Человечество долгое время пыталось понять, как повлиять на пол будущего ребенка. На эту тему существует масса спекуляций. Можно ли повлиять на вероятность зачатия мальчика или девочки? Один из известных способов — преимплантационная генная диагностика, выполняется при процедуре ЭКО. Обычно в процессе появляется несколько эмбрионов, один из которых в итоге подсаживают в матку. Помимо исследования того, имеют ли эмбрионы наследственные заболевания, врачи на раннем этапе могут определить, какой пол будет у ребенка. Но тут есть две проблемы — в России выбор пола ребенка при процедуре ЭКО запрещен законом (только в случае, если у эмбриона прогнозируются наследственные заболевания, связанные с полом). Вторая проблема — процедура сама по себе дорогостоящая и непростая, и вряд ли кто-то захочет ради выбора пола идти на такое.

Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру
Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру

Любой эмбрион исходно развивается, как женщина. Так что мы все по умолчанию девочки. Именно поэтому у мужчин есть соски — эти признаки закладываются раньше, чем у зародыша начинает формироваться какой-то определенный пол. Но если есть Y-хромосома, она начинает производить ряд генов, которые дальше формируют мужские признаки.

Процесс формирования пола — многоступенчатый. У нас есть гены, у нас есть половые железы, у нас есть анатомия формирования половых признаков, у нас есть созревание мозга и половое созревание. Не обязательно, что эти этапы будут проходить в одном и том же направлении.

Например, генетически эмбрион может быть женщиной, с двумя Х-хромосомами, но нарушение работы коры надпочечников позже приведет к усиленному производству мужских гормонов. Из-за этого женщина может выглядеть мужеподобно, вплоть до развития мужских половых органов.

Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру
Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру

У взрослого человека есть несколько направлений для определения пола. Это идентичность (как он внутренне себя определяет), выражение пола (как он демонстрирует внешне свою половую принадлежность), внешние половые признаки, сексуальное влечение (к мальчикам или девочкам) и романтическое влечение (к мальчикам или девочкам). На практике эти параметры могут смешиваться в разных пропорциях и вариациях.

Иногда развитие человеческого тела идет так, что при внешних женских признаках (округлые бедра, выраженная грудь) человек технически остается мужчиной — так работает гормональная система. И узнают об этом, только пройдя комплексное обследование после многократных неудачных попыток зачать ребенка.

Чем отличается мужской и женский мозг

По нешнему виду мозга невозможно определить, мужской он или женский. Если брать в среднем, то мужской мозг на 10% крупнее женского. Также есть исследования, подтверждающие, что у мужчин больше развиты связи внутри каждого полушария, а у женщин — между полушариями.

Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру
Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру

У женщин серого вещества больше в областях, отвечающих за интеграцию информации от разных систем, например, в таламусе, или в отделах, отвечающих за эмоции. Тем не менее индивидуальные различия в мозге на практике играют более важную роль, чем межполовые. Если средние показатели говорят об одном, то в каждом конкретном случае это не будет иметь никакого значения.

Ярко выраженные отличия есть в некоторых ядрах гипоталамуса (отдел мозга, который отвечает за чувство голода, жары, анализ гормонального состояния и выработку гормонов). Но некоторые исследования подтверждают тезис, что гипоталамус отвечают за восприятие своего пола. Так, гипоталамус гетеросексуального мужчины и гипоталамус гея внешне не отличаются. Но заметные различия есть у гипоталамуса транссексуала — человека, который родился мужчиной, но воспринимает себя как женщину, испытывает дискомфорт от присутствия в мужском теле.

Очень сложно найти для изучения в большом количество мозг геев или транссексуалов, поэтому подобные исследования проводят на баранах или на хорьках. Среди баранов, кстати, очень много гомосексуальных особей — около 8%.

Что касается женских и мужских гормонов и поведения. В целом можно утверждать, что у мужчин настроение стабильнее, потому что нет менструального цикла и скачков настроения, связанных с изменением количества вырабатываемых гормонов. А еще есть исследование о том, что танцовщицы в клубах получают больше чаевых во время овуляции — каким-то образом больше привлекают мужчин.

Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру
Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру

Когда в организме женщины много прогестерона, продукты его переработки оказывают успокаивающее воздействие. Поэтому когда в конце менструального цикла его уровень падает, натуральное успокоительное заканчивается. Мозг начинает искать подтверждения своему внезапно появившемуся тревожному состоянию. И, как правило, находит. Это явление хорошо знакомо женщинам (и мужчинам) как ПМС. С этим же механизмом связано состояние угнетения после аборта и послеродовая депрессия.

Мозг и интеллектуальные способности

В среднем уровень интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. Есть исследования, что у женщин в среднем умственные способности повышаются после 45 лет — это связано, возможно, с более здоровым образом жизни и заботой о себе. Но и в этом случае индивидуальные отличия важнее межполовых.

Когда только появилось программирование, считалось, что женщины более склонны к этому роду деятельности — из-за усидчивости и аккуратности. Поэтому этой профессии девушки шли обучаться в большом количестве. Но в 80-х годах ситуация начала развиваться в обратную сторону. Программирование и техника стали прерогативой мужчин. Социологи предполагают, что это связано с появлением домашних персональных компьютеров. Семьи чаще покупали их именно мальчикам.

Журнал Science в 2009 году провел исследование о том, что есть определенная корреляция между уровнем равноправия в странах и способностями девочек к чтению и математике. По его результатам оказалось, что там, где в обществе равноправия нет (например, в Турции), девочки хуже справляются в школе с математикой, а с чтением — лучше. А там, где равноправие есть (как в Исландии), где вокруг больше примеров успеха женщин в бизнесе и в политике, девочки преуспевают и в чтении, и в математике — наравне с мальчиками. Из чего можно сделать такой вывод: то, что считается предрасположенностью, на самом деле может быть обусловлено гендерными стереотипами в обществе.

Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру
Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру

Любое обучение меняет мозг. Есть эксперимент о пространственном мышлении — две группы из мужчин и женщин заставили играть в Counter-Strike. Сначала мужчины играли лучше. Через 10 часов интенсивной игры обе команды начали справляться примерно одинаково — их способности сравнялись.

Также считается, что пространственное мышление более развито у мужчин. Но есть мнение, что это обусловлено игрушками, которые дарят детям: мальчикам чаще дарят конструкторы, девочкам — куклы. Это не значит, что девочкам теперь надо покупать только конструкторы. Важно давать разные варианты и наблюдать за выбором.

Когда мы осваиваем новые навыки, мы делаем прочнее нейронные связи. Представьте, что вместо «протоптанной тропинки» между нейронами образуется огромная автострада, где информация едет на огромной скорости в машине с мигалками. Любая генетическая предрасположенность не играет такой важной роли, как обучение и влияние внешней среды с устоявшимися паттернами поведения.

Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру
Лекция Аси Казанцевой в Краснодаре © фото Юга.ру

Читайте также