Быть собой. Преподаватель студии «Воздух» о контактной импровизации
Контактная импровизация — направление, зародившееся на базе свободного танца. Это способ танцевального взаимодействия с партнером, в котором прорабатываются телесные, психологические блоки, развивается эмпатия и способность переносить внимание с себя на другого. О том, как и зачем танцуют контактную импровизацию в Краснодаре, мы спросили Екатерину Кошкину, преподавателя студии современного танца «Воздух»
Контактная импровизация — направление, зародившееся на базе свободного танца. Это способ взаимодействия с партнером, в котором прорабатываются телесные и психологические блоки, развивается эмпатия и способность переносить внимание с себя на другого. Своеобразная форма психотерапии и медитации в одном флаконе. О том, как и зачем танцуют контактную импровизация в Краснодаре, мы спросили Екатерину Кошкину, преподавателя студии современного танца «Воздух».
Расскажи, как ты стала преподавателем контактной импровизации?
— Я познакомилась с контактной импровизацией в Москве — в Краснодаре живу только два года. В Москве я впервые попала на контактный джем и сразу влюбилась в этот процесс. После этого я стала плотно заниматься, постоянно посещаю профильные фестивали и интенсивы по всей России.
Когда я переехала в Краснодар, познакомилась со студией «Воздух». Здесь часто проводили мастер-классы приглашенные преподаватели. Класс по контактной импровизации появился естественным образом — в студии увидели, что в Краснодаре достаточно людей интересуются этим направлением. Его начала вести Юлия Блохина, а позже предложила преподавать в нём мне.
Кто обычно приходит заниматься, мужчины или женщины? Какого возраста?
— В основном занимаются люди среднего возраста, и женщины и мужчины. Те, кому интересно погружаться в самоисследование, наблюдать свое взаимодействие с окружающими и познавать свое тело.
Почему ученики выбирают именно это направление?
— В привычных видах танцев есть определенная структура, регламент, которому нужно следовать. Есть близость между партнерами — но это заданная близость. А в контактной импровизации вообще нет никаких рамок. Полная открытость и пугает, и привлекает тех, кто приходит сюда. Процесс танца — это постоянное исследование и развитие, здесь больше честности и искренности, жизненности и простоты. Нужно просто быть собой.
Получается, на контактную импровизацию люди приходят проработать комплексы?
— Конечно же, да, бывает и такое. Даже просто направленное внимание в тело многое вскрывает — эмоции и переживания, которые мы храним в теле и не осознаем. Это проявление психосоматики на практике.
Что ты подразумеваешь под психосоматикой?
— Разные эмоции, мысли, слова и переживания, которые мы не выражаем или выражаем не полностью, располагаются в нашем теле. Когда в такие проблемные места мы сознательно направляем внимание при движении или смотрим на партнера и его танец, у нас может что-то выйти в область сознания. Те, кто склонен к самоанализу и рефлексии, особенно интересуются контактной импровизацией. За собой можно наблюдать бесконечно, открывать новые границы себя и других людей.
Как прорабатываются внутренние барьеры у новичков?
— Барьеры — смущение, страх контакта, непонимание того, что именно нужно делать — бывают у всех в первое время. Задача преподавателя — подобрать такую методику, чтобы погружение было постепенным. Я стараюсь создать максимально комфортную атмосферу для взаимодействия. С другой стороны, я не даю готовых движений для повторения. Мне важно донести базовые принципы и дать пути поиска.
Например, есть базовый принцип для поддержек: центр того, кто держит партнера, должен быть ниже, чем центр партнера. Это помогает правильно перераспределить вес тела и сохранить равновесие.
Базовые принципы в танце не только физические, но и психологические. Это скорее формы мышления, например, принятие и доверие. Чтобы отдать вес человеку при поддержках, нужно ему довериться. А чтобы принять вес партнера, нужно принять психологически его самого — признать, что с ним все хорошо, что вам по силам его выдержать и что все будет в порядке.
С каких упражнений ты начинаешь вводить в КИ новичков?
— Я стараюсь мягко вводить людей в процесс. Мне нравится начинать класс с упражнения, когда мы ходим в зале и просто встречаемся взглядом. В эти моменты, находя зрительный контакт с участниками, мы уже раскрываем свои границы и входим в контакт. Потом я даю задания, которые постепенно поведут нас к телесному контакту. Каждый класс — это новые задания, новый фокус внимания и новые открытия. Мы не зажаты ни набором движений, ни стилистическими рамками.
Меняется ли образ жизни и привычки людей, которые занимаются контактной импровизацией?
— Могу судить по себе — конечно же, меняются. Контактная импровизация может стать самим образом жизни. Раньше я говорила, что в контактной импровизации все как в жизни, и принципы танца прекрасно ложились на жизнь за пределами класса (открытость, доверие, принятие). А сейчас я понимаю, что контактная импровизация и есть жизнь, что у меня даже границы этой нет. При этом на занятиях и джемах эта жизнь более концентрированная, чем вне зала.
В зале это может быть танец, а в обычной жизни — разговор или просто присутствие рядом с человеком. Это и есть принятие того, что происходит, жизнь в моменте. А если с партнером происходит то же самое, то это абсолютный космос. Это восприятие всего сразу — таким, как оно есть, без лишних тревог о прошлом и будущем.
Как люди понимают в процессе танца, кто из них ведущий, а кто ведомый? Как строится эта иерархия?
— Секрет в том, что нет ведомого и ведущего. Есть упражнения, которые специально задают, что сейчас у нас один партнер ведомый, а один ведущий, потом мы меняемся. Мы исследуем эти роли, ощущаем комфорт в этих ролях. А потом я прошу меняться спонтанно. И вот тут начинается самое интересное — настоящий танец. Никто толком не понимает, как именно. По сути, уже нет двух партнеров, они становятся единым целым в движении. Это надо проживать, можно это представлять, но телесный опыт сильно отличается от слов и воображаемых образов.
А тебе приходилось сталкиваться с непониманием и стереотипным отношением к контактной импровизации?
— Ну конечно. Даже мои родственники говорят: «Вот я посмотрел в интернете, что такое КИ. Там у тебя все хорошо вообще?» Контактная импровизация — это открытые границы, здесь нет никаких определенных стандартов, правил, форм. Для кого-то со стороны это выглядит как какие-то валяния, непонятные обнимания. «Сектанство», одним словом. Как и в любом деле всегда есть мастера и не очень компетентные люди. Но в самой контактной импровизации заложен принцип ясной и честной коммуникации, и если я в это погружаюсь, то без труда начинаю понимать, где что и на каком уровне.
Если человек решил заняться КИ, нужно ли ему идти в спортзал или на растяжку?
— Это зависит от начальной подготовки. Если человек никогда раньше не занимался спортом, то, конечно, желательно чем-то дополнять, чтобы тело было в тонусе. Но если тело у вас готово, если вы когда-то занимались спортом, то КИ будет хорошим методом поддержания физической формы.
Какие мастера в ближайшее время приедут в Краснодарский край?
— 13 и 14 мая в «Воздухе» пройдет фестиваль Two days to dance. Это всероссийский фестиваль интегрального творчества, где у всех участников есть возможность потанцевать с людьми из разных городов. Это дает гораздо больше телесного опыта, чем мастер-классы. Могу посоветовать фестиваль «Квамманга», где в этом году преподавателем по контактной импровизации заявлена Катя Басалаева.
Классы по контактной импровизации с мая 2017 года проходят в 20:00 по вторникам и четвергам на Рашпилевской, 110, 5 этаж (возле «Одного театра»). Полное расписание занятий студии современного танца «Воздух» смотрите на странице во «Вконтакте».
У двухлетней Ангелины Шадриной из Новоросссийска артрогрипоз и косолапость. Девочке нужна операция Дети |
Как поставить ребенка на лыжи? Самые важные советы в 5 карточках Спорт |
Начать с себя. 20 экопривычек сознательного краснодарца Привычки |
Как комиссионки охраняют природу? 5 сетей в Краснодаре Привычки |